Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
Работа с учениками
• Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
• Экскурсии на предприятия,в СУЗы и ВУЗы.
• Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
• Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
• Анкетирование учащихся.
• Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
• Профпробы
Работа с родителями
• Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
• Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
• Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
• Анкетирование родителей.
• Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
• Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ
17 января 2019г. на базе МБОУ «ТрудармейскаСОШ» прошел областной день профориентации учащихся 8-11 классов в муниципалитете в рамках проекта «Профессия. Образование. Карьера». В мероприятии приняли участие 320 учащихся школ района и 10 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Учащимся школ была представлена информация об образовательных организациях, направлениях обучения, условиях поступления.
В настоящее время очень быстро меняется экономическая и социальная ситуация, развиваются отрасли хозяйства, расширяется диапазон профессий, повышается их наукоемкость, на производстве применяются современные технологии, усложняются условия труда.
Выпускник школы должен сделать выбор дальнейшего пути. Выбор профессии, профессионально-образовательного маршрута должен быть осознанный, так как это одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
Именно поэтому для учеников 8-9 классов нашей школы с начала учебного года предусмотрены выездные профессиональные пробы в близлежащие средне-специальные учебные заведения, где ребята могут познакомиться с интересующей их профессией, попробовать себя в роли специалиста. На профориентационных квестах, играх и мастер-классах будущие выпускники могут общаться с преподавателями и между собой, обмениваться мнениями и полученными впечатлениями, узнавать что-то новое и принимать решение о выборе дальнейшей профессии.
С 29 по 30 ноября 2022г в рамках Единого областного дня профориентации, посвященного Международному дню инвалидов в нашей школе прошли мероприятия для учащихся 1-11 классов: провели экскурс в историю возникновения Международного дня инвалидов, был организован просмотр фильмов и социальных роликов об инвалидах, закрепленный беседой со школьниками. Ребятам рассказали о востребованных профессиях и ориентировали ребят на получение рабочих профессии. Были проведены классные часы, уроки доброты, которые были посвящены проблеме понимания инвалидности и развитию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения профориентационных мероприятий в рамках Единого областного дня профориентации учащиеся узнали об особенностях рабочих профессий востребованных на рынке труда Кемеровской области, округа, а также о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовка кадров для сферы образования является одним из направлений деятельности Института педагогического образования СибГИУ. 24 октября 2023 года 20 будущих педагогов посетили с экскурсией школы Прокопьевского муниципального округа.
Студенты встретились с руководством Управления образования, с директорами школ, познакомились с инфраструктурой образовательных учреждений и муниципалитета, соприкоснулись с культурной и общественной жизнью округа, узнали о карьерных перспективах.
В рамках экскурсионной программы студенты посетили нашу школу.
Подобный практико-ориентированный проект является полезным не только для будущих педагогов, но и для школьников. Студенты под руководством педагогов подготовили свою программу пребывания в округе, в которую вошло проведение профориентационного занятия для старшеклассников, анкетирование и презентация своего учебного заведения. Для студентов была представлена презентация образовательного учреждения. Директор школы Дроздова Ольга Александровна побеседовала со студентами о возможностях работы в сельской школе, рассказала о мерах социальной поддержки педагогов. Студенты и администрация школы обменялись данными, с целью дальнейшего взаимодействия.
Очень надеемся, что кто-то из студентов, участников проекта, захочет вернуться в наш муниципалитет, в нашу школу. Так как сейчас в школе имеются вакансии: учителя иностранного языка, учителя русского языка и литературы, учителя математики, учителя начальных классов.