23 апреля на базе МБОУ «Трудармейская СОШ» состоялся кустовой педагогический совет-практикум «Гражданское воспитание учащихся», тема которого выбрана не случайно.
Социально-экономические процессы последнего десятилетия оказали негативное влияние на общественное сознание.
Я думаю, вы согласитесь со словами Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
В стране |
В школе |
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь) |
выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город |
безразличие к судьбе Родины |
безразличие к школе |
забываются традиции, обычаи своего народа |
утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям |
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе |
не соблюдаются правила поведения в классе, в школе |
падение культуры |
не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество |
отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания |
не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными |
Современный педагог должен ответить на вопросы:
Как научиться беречь и любить то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
Исходя из проблемы была поставлена цель и задачи заседания:
Цель:
-выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
- распространить опыт работы педагогов Трудармейского куста по гражданско-патриотическому воспитанию.
- подготовить проект плана по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов России»;
-создать копилку методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
Первая часть дня была практической - коллеги посетили открытые внеклассные мероприятия м классные часы , посвященные 70-летию Великой Победы, у Рузаевой С.Ю, Пуряевой В.В., Лавранюк М.И., Алексеевой С.В., Медведевой Л.Н. Мероприятия были эмоционально окрашены, соответствовали возрасту обучающихся и несли в себе большой воспитательный потенциал.
Заседание педагогического совета прошло в форме деловой игры, по условиям которой школам было предложено разделиться на группы и выполнить задания.
1 группа-Михайловская ООШ, Каменноключевская ООШ (обмен опытом по организации работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, формирование банка форм и методов работы (реальных дел) в этом направлении);
2 группа- Севская ООШ, Карагайлинская ООШ (обмен опытом по организации работы с педагогами и классными руководителями по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, формирование банка форм и методов работы (реальных дел) в этом направлении);
3 группа- Октябрьская ООШ, Бурлаковская СОШ (обмен опытом по организации работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию, формирование банка форм и методов работы (реальных дел) в этом направлении).
В ходе работы обсуждались формы и методы воспитания, работы с родителями и классными руководителями, коллеги делились опытом и искали пути выхода из проблемных ситуаций по гражданско-патриотическому воспитанию.
В обсуждении были охвачены основные направления по патриотическому воспитанию, по которым работают школы куста:
-военно-патриотическое;
-историко-краеведческое;
-культурно-патриотическое;
-спортивно патриотическое
-научно-патриотическое
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
· День Победы;
· День вывода войск из Афганистана;
· День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
· «Солдатские письма»;
· «Герои живут рядом»;
· «От сердца к сердцу».
· Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
· Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь;
· Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
· Проведение конкурсов военно-патриотической песни, военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;
3. Участие в акции «Вахта памяти»:
встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
линейки, посвященные памятным датам истории;
общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в поселках. Все ветераны и труженики тыла закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая по хозяйству. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, утром 9 мая доброй традицией стало поздравление ветеранов ВОВ и труженниковтыла с великим праздником.. Возрождается в школах Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!».
Историко-краеведческая работа.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в краеведческий музей г.Прокопьевска, г.Ленинск-Кузнецкого,экскурсии школьный музей ;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками области;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»;
– экскурсии по живописным местам края.
Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
-выборы Президента школы;
-участие в акции « Я – гражданин России»
КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
– уроки гуманитарного цикла;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа и народов, проживающих в России «Масленица», «Евровидение», «Дружба народов».
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Направление СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
-легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
-«А ну-ка, парни!»;
-«Веселые старты»;
-«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
-смотр строя и песни;
-проведение спортивных секций;
-работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные».
НАУЧНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
Проект решения педсовета
- распространить опыт работы педагогов Трудармейского куста по гражданско-патриотическому воспитанию среди школ района;
-создать копилку методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
-продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.